«Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки».
Конечно,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой — круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно
по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто,
требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка,
его умений и способностей.
Кстати,
круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для
них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть «на уровне»
и по физике, и по литературе, и по биологии.
На самом
деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить
в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь
на важность работы.
Для
взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада
к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте
возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что
для него нужнее: «5» и по истории, и по физике или «5» по истории, «4»
по физике и баскетбольная секция по субботам.
«Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания».
В самом
деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год
обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно,
может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо
попытаться понять: почему скучно.
Может
быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей
математике? Тогда прикупите различные «занимательные» математики,
биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может
простимулировать интерес к учебе.
Детское
«мне скучно» может также означать и то, что не складываются отношения
с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт,
и попытаться его решить.
«Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно».
Так
думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним
заданием день и ночь. На самом деле чем дольше ребенок сидит за уроками,
тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.
Медики
считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час,
второклашки — 1–1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно
уходить около 2-х часов, в пятом-шестом — 2–2,5, в седьмом — около 3-х,
а в старших классах — около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо
делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые
45 минут — на 15 мин.
Когда
школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не
умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому
не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше
встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час «покрывает»
три вечерних, и утром информация усваивается лучше.
«Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит».
Действительно,
если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что
их выполнение — напрасная трата времени. И все же они должны быть
сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что
немаловажно. Кроме того, решение «занудных примерчиков и простеньких
упражнений» воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость
и терпение.
Поэтому
не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними.
Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это
самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном
маленьком задании часть интересного большого.
«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется».
Когда
мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить
не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины.
Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко
относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только
плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.
Хотя
и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что
не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите,
чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо
подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника.
Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что
внеурочные выходные — это приятное исключение и не может стать правилом?
Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.
«А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем».
Мы чувствуем
себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание
или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим
ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на «тупую
училку» или на «бестолкового лодыря» вместе с учителем.
Под
мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что ленится,
а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего
подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка,
а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью
разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для
него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.
«Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу».
А между
тем посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для
учителя. Это внимание и забота, «величину» которых он может сравнить
с «размером», достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют
просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными
в любви.
Вторая
причина, по которой стоит «осчастливить» своим появлением классного
руководителя, — избавить ребенка от участия в денежных разборках.
Не секрет, что сегодня школьные сборища — это в том числе и поборы.
Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз,
приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку опять
забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану драгоценной
школы, подарки для учителей и прочие классные нужды.
| 08:56 |