«Мой семилетний сын не очень-то жалует
школу: большинство уроков и тем более домашнее задание. Первый класс мы
со скрипом закончили на тройки из-за плохой усидчивости, небрежности и
сложной адаптации. Многочасовые разговоры о том, что учеба нужна для
успешной карьеры, не приводили ровно ни к чему. Пришлось отказаться от
практики внушения и нотаций. Когда сын пошел во второй класс, нами был
выбран другой инструмент воспитания – денежное вознаграждение за оценки.
Перед первым сентября на семейном совете мы решили, что наш
второклассник будет получать зарплату, как взрослый. Хоть пятерки и
четверки и стоят по отдельности немного, в совокупности за месяц
получается внушительная сумма. За плохие отметки мы установили
нематериальный штраф: получил тройку или двойку – о любимой компьютерной
игре в этот день можешь забыть. Илья согласился попробовать учиться с
такими условиями.
На первую же свою зарплату он угостил меня
мороженым. Это меня очень порадовало, ведь ребенку приятно не только
зарабатывать деньги, но и расплачиваться ими за удовольствие близкого
человека.
Отразилось ли это на учебе? В целом – да. У Ильи появилось
много пятерок и четверок. Вполне возможно, он просто повзрослел и ему
стало проще усваивать школьную программу. Тем не менее, сколько гордости
было в его взгляде, когда он укладывал заветные купюры в свой кошелек!
Многие
мои знакомые дают своим детям деньги на карманные расходы чуть ли не с
яслей, а с началом школы практически ежедневно. Если родители вдруг, ни с
того ни с сего, решают материально вознаграждать сына или дочь за
оценки, школьникам бывает трудно понять, почему раньше они получали
деньги просто так, а теперь должны их заслужить. У нас в семье такой
проблемы не было, потому что мой сын первые свои деньги заработал в три
года. Вот как это получилось.
Илья, играя, испортил необходимую в
хозяйстве вещь: размотал по всей комнате бумажное кухонное полотенце. Я
предложила ребенку самому поработать и возместить стоимость полотенца. И
подсказала, как это можно сделать. Сын нарисовал картинку, очень
старался. Мы пошли в ближайший супермаркет, был день и немноголюдно. Я
стояла вдалеке, а Илья самостоятельно подходил к покупателям и предлагал
купить картинку за пять рублей. Надо сказать, что только пятая женщина
оказалась его покупательницей. Однако он героически переносил отказы.
Сын купил новую вещь взамен испорченной. И главное, ему понравилась
такая игра в самостоятельность.
Когда Илья стал старше, я изредка
отводила его к бабушке, она у нас работает в травматологии. Сын с
удовольствием занимался подготовкой перевязочного материала: складывал
салфетки, получая за работу по 40 рублей. И уже в том возрасте перестал
брать деньги просто так».
Платить или не платить?
Наверное,
не все взрослые согласятся с Полиной. «Нужно воспитывать у детей любовь
к труду и стремление оказывать помощь окружающим, нужно научить их
заботиться о благе других и привить любовь к учебе, а вы предлагаете за
все это платить!?» К тому же финансовые обязательства, по мнению
некоторых родителей, лишают детей детства.
Но доводы сторонников
денежных вознаграждений такие же уверенные: «Только так можно приучить
ребенка к взрослым отношениям. Только так можно стимулировать желание
учиться и трудиться». Тут есть что обсудить.
Не учи меня жить, лучше помоги материально
Любая
работа должна быть оплачена. Никто и не будет оспаривать этот лозунг,
когда речь идет о взрослом человеке, выполняющем профессиональные
обязанности. А если под трудом понимать помощь по дому вашего ребенка?
Или, например, хорошие оценки в школе, ведь учеба тоже является трудом?
Конечно,
странно было бы видеть ребенка, составляющего смету своих трудозатрат и
к приходу родителей предъявляющего ее за собственной подписью и
печатью. С другой стороны, считают психологи, дети очень рано, гораздо
раньше, чем им вообще начинают давать карманные день- ги, понимают, что
абсолютно просто так почти никто ничего не делает. Мы всегда что-то
получаем – не в материальном смысле, так в психологическом. Причем
родители сами – вольно или невольно – доводят эту мысль до ребенка.
Например, когда говорят, что хорошие мальчики и девочки получат от Деда
Мороза то, что хотят. Например, когда убеждают убрать игрушки,
предупреждая, что тот, кто этого не сделает, на улицу не пойдет. Или
когда, забыв о дне рождения пожилой родственницы, приносят потом больше
подарков, чтобы избавиться от чувства вины и повысить свою самооценку. И
дети все это запоминают. Поэтому ребенок, вдруг получивший вместо
подарка за хорошую учебу некоторую сумму денег, вряд ли сильно удивится.
И все-таки деньги – это особое вознаграждение. Оно существенно
отличается от подарка, пусть даже оговоренного заранее и дорогого по
стоимости. Во-первых, тем, что наличие денег предоставляет определенную
свободу. Ребенок сам может ими распоряжаться и тратить их на свое
усмотрение. Не все родители уверены, что это «усмотрение » будет
совпадать с их собственными взглядами и, главное, быть во всех смыслах
безопасным.
«У нас довольно обеспеченная семья, – говорит Юлия, – но
я решительно против того, чтобы давать дочери деньги. К окончанию
учебного года, если учеба была успешной, мы с мужем дарим ей путевки в
какой-нибудь международный молодежный лагерь. Я лично обо всем узнаю,
навожу справки, собираю отзывы об этом лагере. Если мы подарим деньги, я
не уверена, что она потратит их правильно и с пользой».
Во-вторых,
денежные отношения в семье выглядят как-то бездуховно, а потому многие
родители стараются их избегать. Интересно, что даже дети иногда
разделяют эти взгляды. «Я помогал дедушке в гараже – красил ворота, –
рассказывает пятнадцатилетний Артем. – Когда мы все закончили, он,
поблагодарив меня, дал денег. Я отказывался, но он настоял. Очень
неудобная ситуация – до сих пор не знаю, что с ними делать. То есть
деньги- то мне нужны, но вот конкретно эти потратить не могу. Теперь и
помощь как-то неудобно предлагать. Вдруг он подумает, что я из-за
денег?»
Волноваться, что денежные вознаграждения сведут на нет все
ваши воспитательные труды, не стоит. Взгляды и ценности вашего ребенка
не будут прямо связаны с фактом наличия у него своего «капитала».
Скорее, на них повлияет ваше отношение к деньгам, к труду и к жизни
вообще. Именно поэтому, получая одинаковые суммы денег, дети
распоряжаются ими по-разному: один ребенок их тщательно складывает и
копит, даже без особой цели, другой – тратит тут же на развлечения, а
третий – дарит подарки близким.
Чем раньше, тем лучше?
С
какого возраста допустимо вводить в практику денежные вознаграждения?
Наверное, лучше, когда появляется потребность в некотором отделении от
родителей, то есть с подросткового возраста.
Что именно «оплачивать»
ребенку? Какие достижения и какие трудовые успехи? Точно можно сказать,
что не все. Есть повсе-дневные дела, которые, хоть и не хочется, но
делают все примерно в равной степени. Есть обязанности, выполнение
которых необходимо для нормальной комфортной жизни. К этому ребенка
приучают с раннего детства, и ни о каких вознаграждениях за мытье посуды
и поход в магазин и речи быть не должно.
Однако если выполняется
работа, что называется, сверх нормы, то почему бы и нет? Скажем, в
ситуации, когда ребенок вызвался полностью подготовить квартиру к
приходу гостей и отлично с этим справился, то поощрение было бы очень
уместным. Или, например, подросток вызвался вечером посидеть с младшим
братом, чтобы родители могли сходить в кино, развлечься. Почему бы не
оплатить его труд?
Гонорары за учебные достижения тоже, в принципе,
возможны. Но именно за достижения: подготовку доклада для конференции,
отнимавшую все свободное время в течение месяца, победу на
соревнованиях, тоже достигнутую трудом и усердием.
Платить за любую
пятерку имеет смысл лишь в том случае, если вы хотите навсегда отбить у
ребенка охоту к учебе. Ведь то, за что нам платят постоянно,
воспринимается как скучная обязанность, а не любимое дело.