Дети и деньги
Деньги – важная часть жизни, и для детей, к сожалению, не исключение.
Начинается все с простых потребностей и желаний получить куклу или
машинку, только малышу трудно объяснить, что все эти вещи стоят денег,
которые еще нужно заработать. Современные мегаполисы с развитой
индустрией развлечений практически вытягивают из бедных родителей
средства на удовольствия их чад. Обычно дети рано понимают, что,
имея деньги, можно купить все, о чем они мечтают, - сладости,
развлечения, игрушки, и даже друзей. И только спустя какое-то время дети
начинают понимать, что деньги имеют неприятное свойство заканчиваться.
Такое открытие может сделать ребенка еще более зависимым или наоборот
заставить более разумно обращаться с ними. Первый путь может привести к
тому, что ребенок начинает думать о деньгах постоянно, ведь за них можно
купить столько желанных вещей! Второй путь может открыть малышу
возможность самостоятельно управляться, как с деньгами, так и теми
потребностями, которые у них постоянно возникают. Это как раз та дорога,
которая привела многих богатых людей к успеху.
Карманные деньги
Как же сделать так, чтобы ребенок с детства изменил свое отношение к деньгам и стал распоряжаться ими правильно?
По мнению многих психологов, выдавать ребенку деньги на карманные
расходы стоит только с 6-7 лет. При этом, очень важно сразу проговорить
примерную статью его расходов: поход в кино, обед в столовой, проезд,
мелкие покупки и прочее. Малышам деньги на карманные расходы лучше
давать еженедельно, а подросткам – раз в месяц. График выдачи денег не
должен изменяться от поведения, школьных оценок ребенка или от
настроения родителей. Если ребенок потратит деньги раньше выдачи
новой суммы, не спешите помогать ребенку. Так как он не научиться
планировать собственный бюджет и правильно распоряжаться деньгами. Смысл
карманных денег именно в том, чтобы дети научились планировать свои
расходы и разумно пользоваться средствами. Ни в коем случае не
манипулируйте деньгами для того, чтобы ребенок прочел какую-то книгу,
был послушным или приносил из школы только пятерки. Не превращаете
семейные отношения в финансовые, заставляя ребенка ухищряться и
торговать своими обещаниями и чувствами. Исследования доказали,
если родители в отношениях с детьми манипулируют деньгами, в личные
отношения привносится рыночный оттенок. А это, в свою очередь, формирует
у ребенка эгоизм, потребительское отношение к окружающим, поверхностное
отношение к семье. Ни в коем случае нельзя отнимать деньги у
ребенка за какую-то провинность, ведь так родители подчеркивают, что
маленький человек в собственном доме - никто. Причем, только потому, что
финансово зависит от своих родителей. Превращая деньги в инструмент
манипулирования, родители собственными руками делают из ребенка
неуверенного в себе человека, который по сути ничего не значит и не
решает в своей жизни. Со временем у такого ребенка может развиться
комплекс неполноценности, мнение, что миром правят только деньги, и
слабый всегда в проигрыше. В будущем для таких детей деньги станут
единственным способом самоутверждения и решения проблем.
Семья и деньги
Семья для ребенка – это первая школа, которая учит его распоряжаться
деньгами. Каждый день, наблюдая за родителями, ребенок перенимает их
отношение к ценностям. И, если для родителей, деньги – это главная цель
жизни, или, наоборот, самое большое зло на свете, дети вряд ли будут
иметь другое отношение к деньгам. Совместные походы в магазин за
покупками могут научить малыша тратить деньги разумно и только на
необходимое. Кроме этого, можно дать ребенку возможность участвовать в
распределении семейного бюджета. В зависимости от его возраста, его
можно знакомить с основными бытовыми счетами и тратами, подключать к
планированию мелких и крупных покупок, оплате счетов за коммунальные
услуги. Чем ребенок младше, тем больше он склонен думать, что деньги –
это некая величина, которая присутствует в родительских кошельках
всегда. Ему сложно понять, почему у других родителей много денег, а у
вас неожиданно закончились! Получая опыт самостоятельного планирования
бюджета, ребенок учится понимать, откуда приходят деньги, их лимит и на
что они тратятся. Дайте малышу возможность почувствовать себя значимым.
Только так в дальнейшем он сможет стать финансово грамотным человеком.
Кроме этого, важно, чтобы у ребенка были личные вещи, которые ни при
каких обстоятельствах не могли забрать взрослые. Нужно провести четкую
границу между такими понятиями, как "общее", "наше" и "его". Это нужно
для правильного обращения с вещами и ценностями. Однако научить
ребенка обращаться с деньгами – не самое главное. Можно быть отличным
бухгалтером, но при этом иметь неправильные жизненные установки и в
итоге не достигнуть финансового успеха. Не последнюю роль в становлении
будущего состоятельного человека играет мировосприятие, которое было
заложено родителями в детстве. Если ребенку говорить о том, что мир
жесток и несправедлив, можно отбить у него всякое желание добиваться
успеха в жизни. Нужно с самого раннего детства воспитывать в
ребенке уважение к людям, развивать коммуникативные качества и умение
найти подход к любому человеку. В этом случае, у него не будет
противоречивых чувств и разделения людей на бедных и богатых, он не
встанет перед выбором: оставаться верным себе, но бедным или обманывать,
зарабатывая, как можно больше. Станьте для ребенком образца
успеха. Для этого не обязательно много зарабатывать, а просто иметь
верную позицию в отношении денег и крепкие моральные принципы.
|