«Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную
частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?
…Учится папа за Васю весь год.
Где это видано?! Где это слыхано?!
Папа решает, а Вася сдает!
Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины.
Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь
своим чадам-первоклашкам. Однако постепенно, незаметно для самих себя,
взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать
ему.
Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в
две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный
ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая –
полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над
успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего –
выучился!
Как сохранить «правильный баланс», сопровождая ребенка на пути получения
знаний, подскажут советы психологов.
1.
Начало занятий в школе – переломный момент в жизни ребенка,
который до сих пор большей частью только играл и никому ничего не был
должен. А теперь он должен учиться! Эта все чаще звучащая фраза
может вселить в неокрепшую психику ребенка настоящий ужас (страх,
панику, оцепенение, неуверенность в своих силах и пр.). Дорогие
родители, в этот трудный период будьте добры и снисходительны к вашим
детям, и тогда ваши отношения обретут новую силу и новый расцвет.
Конечно же, помогайте им, насколько вам
позволит время, только хорошенько определите для себя, в чем конкретно
будет заключаться ваша помощь.
2.
Остерегайтесь ориентироваться на отметки. Некоторые родители
так тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе
не детям, а им самим. По мнению психологов, это происходит потому, что
родители бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей
родительской успешности. Но не стоит забывать, что у разных детей разные
способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями.
Поэтому главным критерием для вас должна быть обратная связь с ребенком,
вроде «понял – не понял».
Вам нужно обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, независимо
от того, какую отметку он принесет завтра из школы. При каждой
возможности старайтесь подчеркнуть, что ваши чувства к сыну, дочке не
зависят от успеваемости и что вы не разлюбите его, ее, даже если завтра в
дневнике появится двойка. Уверенность в вашей любви способна сотворить
гораздо больше, нежели шантажирующие формулировки, к которым прибегают
отдельные родители: «Не будешь хорошо учиться, я тебя разлюблю» или
«Если бы ты любил маму, папу, ты бы так не учился». Наоборот, подобные
высказывания имеют прямо противоположный эффект. В сознании ребенка школа превращается в то место, из-за которого его
могут разлюбить, что порождает страх и перед школой, и перед учителями, и
вообще перед любым процессом познания.
3.
Никогда не позволяйте себе никаких оскорбительных или обидных
высказываний! Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные
суждения, типа: «неправильно», «я не понимаю, что тебе тут непонятно»,
«не спеши», «будь внимателен», «разве так можно?», «сколько раз тебе
повторять», «подумай ещё раз». Если ребенок совершает ошибку, дальше
думать должен взрослый. Например, о том, как упростить задачу и
придумать новую, решив которую, ребенок смог бы обнаружить свою ошибку,
удивиться ей и исправить её.
4.
Помогайте ребенку в темпе, естественном и комфортном для него.
Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под
давлением взрослого начать быстрее писать, но вряд ли он от этого
научится быстрее думать.
5.
Во время выполнения домашней работы наблюдайте за ребёнком, и при первых признаках
утомления организуйте перерыв. Если сын, дочка стали медленнее писать,
надолго задумываться над элементарными вопросами или же ерзать на стуле,
смотреть по сторонам – значит, пора сделать «переменку». Предложите
ребенку размяться (у детей быстро затекают мышцы от сидения в одной
позе), посмотреть в окошко (поочередно на дальние и ближние объекты –
простейшая гимнастика для глаз) или же сходить на кухню и взять яблочко,
попить водички и др. Своевременно сделанный перерыв предотвратит
переутомление ребенка и позволит эффективно справиться с уроками.
Как видите, если взять совсем немного психологических знаний,
добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это
огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт
«правильной» родительской помощи, которая сподвигнет ваше чадо на
покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви
к познанию.
|