Беседа 1. Почему трудно первокласснику Говорят,
начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей
жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не
произносите слова: «Да ведь это только первый класс!» Среди
множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают
своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и
тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и
увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами,
не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.
Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются
школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка
словно подменили. Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чём они говорят? О
том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый,
послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно
хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием. А теперь всё
изменилось, малыша просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет,
откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за
стол. И вот тут-то каждый раз начинается форменный кошмар: вертится,
грызёт ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну
подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт.
Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает
что-то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает.
Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой
стал ленивый! Что случилось с ребёнком?» НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ! Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?» Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом. Начало
занятий в школе, как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так
рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку
сделать, себя привести в порядок, позавтракать. И главное, выйти из
дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до
школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко. Во
сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее
семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не
менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в
семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер
ребёнок засыпал в строго определённое время. Итак, первое – сон.
Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе
накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный
в детском саду, как правило, отменяется. Если не позаботиться, чтобы
ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт
овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать,
не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме
приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика
будет неуклонно накапливаться. УЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ
Второе – движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников.
Для того чтобы ребёнок хорошо учился, его двигательный режим должен
составлять 12 – 14 часов в неделю. А что мы видим на практике? Из
детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка
значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%.
Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней. Особенно
тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за
партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на
всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и
напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь
сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в
организме человека. Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не
могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают.
Наверняка, каждому приходилось слышать раздражённое: «Да постой же
спокойно хоть пять минут!» А малышам всё трудно, даже стояние. Правда,
при этом легче функционировать сердцу и лёгким. Сколько может выстоять
первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше
наступает перенапряжение, а затем – срыв. День за днём накапливается и
недостаток движения. Два урока физкультуры в неделю его, безусловно,
компенсировать не могут. Но лишь немногие дети занимаются в спортивных
секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество
школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а
частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк».
Ребёнок вручает записку учительнице, а родителям невдомёк, что болеет он
как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ
жизни – прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего
детского организма. УЧЕНИЕ И ГУЛЯНИЕ Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления. С
первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не
хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить
домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к
учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа.
Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а
мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы –
корявыми, письмо – неряшливым. Или чтение. Чтобы прочесть одну
страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро
устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним
говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится,
постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол
залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» –
гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не
выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки. Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки. Сколько
же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да,
как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит
за уроками четыре часа. А если ещё музыка, иностранный язык? Где же выход? И первое, на что идут родители, – отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Картина весьма знакомая. Но
вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи
завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети
расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть
телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причём
смотреть трансляцию следует сидя на жёстком стуле, а не развались в
кресле или, что ещё хуже, лёжа на диване. Задумывались ли вы, почему
передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени
разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие
мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда
мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или
компьютером, забывая о вечернем моционе. Дневная норма прогулки
первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше.
К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе
увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во
вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и
неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не
знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со
сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем. Всё
это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют;
жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них
«ватная голова» и синяки под глазами. Вот почему, именно на первых
порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и
добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это
необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая
«полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесёт в будущем
немало забот. ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ Самый опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро. У
этого малыша «опять проспали» и теперь его поджидает масса
неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался
кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят
за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий
всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает
дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и
начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол,
учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш
сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята. Прозвенел звонок,
а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так
старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ,
но нынче похвалы не будет... Вот появилась девочка. Замечаю, у неё снова глаза «на мокром месте» и плаксивое выражение будет долго держаться на лице. Родители
уходят на работу, когда она ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит
внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся,
кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то
делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке
затянулся узел... Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с
вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу.
Настроение испорчено. Я совершенно точно знаю: половину урока,
возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не
воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности. А как это
отражается на её здоровье и успехах в учении вообще говорить не
приходится. «НЕЛЬЗЯ» И «НАДО» Часто
на собраниях перед началом учебного года родители первоклассников
спрашивают: кому будет легче учиться, – тому, кто идёт в школу
подготовленным, или тому, кто не знает грамоты. Обычно очень трудно
ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных
возможностей ребёнка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для
успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл
слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности,
организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.
Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные»
дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни
коротенькое «надо». Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо
писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с
улицы возвращаться... Словом, появились дела, которые детям
неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не
нравится, не научились управлять собственными чувствами. Кстати,
замечу, что дети, которым дома привили элементарные навыки
самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими
учебными обязанностями. СОБРАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ Собранности
и самостоятельности недостаёт многим первоклассникам. Все это –
издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные
несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к
ответственности неослабный контроль. Как они это делают? С рвением и
завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером
собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без
присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом,
звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание:
«Он у меня такой забывчивый».А «забывчивый» довольно быстро смекает,
что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит
упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал,
и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка),
виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на
уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью
продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или
дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор,
пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под
силу. И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный
опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не
приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает
собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда
учиться школьнику становится неимоверно трудно.Родительская
заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы
первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не
давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.Как
этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам
педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых ещё
нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приёмы
просты, ими может воспользоваться каждый. К примеру, учительница
говорит, что завтра необходимо принести клеёнку или большой лист бумаги,
хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не
испачкать клеем во время урока труда. Да ещё не забыть тряпочку руки
вытирать.А вот другое задание – нарисовать свою любимую игрушку. И не
просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли
она у тебя, почему больше всего любишь её, во что с ней играешь?Не
правда ли, такое запамятовать довольно трудно. Но всякое бывает.В чём
проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется
немногое – всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела,
задания и поручения учителя.Если кто-то из членов семьи взял в этом году
отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребёнку больше
времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале
школьной жизни совет и поддержка старших так важны для маленького
человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним
были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится,
придут на помощь. Беседа 2. Секреты первых неудач Поговорим
о том, какие проблемы могут возникнуть уже тогда, когда ребёнок
переступит порог первого класса. Хочется думать, что такое
«предвосхищение событий» окажется полезным родителям будущих
первоклассников.Обычно в конце занятий в вестибюле школы собираются мамы
и папы, дедушки и бабушки первоклашек. Им не терпится узнать об успехах
своих маленьких школьников. Но вместо радостной и чуть-чуть горделивой
улыбки, вдруг осветившей чье-то лицо, можно заметить потухший взгляд,
растерянность и смущение.Что делать, многие дети не готовы к учебному
труду. Приходится устранять пробелы на ходу – и здесь учитель вправе
рассчитывать на помощь родителей. Главное – не совершить при этом
ошибки, не породить у ребёнка нежелание учиться. Как часто взрослые,
сами того не ведая, воспитывают у малышей и пассивность, и боязнь
усилий, и эгоизм. «Тяжело в ученье – легко в бою!» – едва ли не самая
популярная пословица, которую много лет подряд повторяют школьникам.
Старшие то и дело напоминают: «Да, учёба – это тяжёлая обязанность, но
зато потом будет легко...» Но когда же это «потом»? Разве семилетний
человечек в силах представить свою жизнь в перспективе? Нет, ему видимы
лишь ближние цели, он весь живёт тем, что происходит в данный момент.
Мир для него – это здесь и теперь. А мы ему твердим: всё хорошее –
потом. А что же сейчас? А сейчас всё своё внимание (и, конечно,
внимание ребёнка, ведь именно от нас он узнаёт, что теперь главное в его
жизни) мы всецело сосредоточиваем лишь на том, что связано с
каждодневным, кропотливым, подчас далеко не лёгким для маленького
школьника трудом. Мы допекаем его придирками по мелочам – некрасиво
написал букву, криво начертил палочку, грязно сделал работу. Выискиваем,
прежде всего неправильное. Это становится едва ли не единственной темой
домашних разговоров. И постепенно мы абсолютно забываем о другой – и
главной – стороне учения. Мы забываем о радости открытия и познания
нового. Самое первое, что необходимо ребёнку для хорошей учёбы – это
заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться?
Только через успех! Первокласснику нужно обязательно переживать радость
успеха. Рассмотрим три самые типичные для начала обучения ситуации:
– неправильное поведение ребёнка на уроке;
– затруднения в написании букв и цифр;
– неумение преодолеть трудности в практических действиях. Попробуем найти выход из положения и преодолеть первые школьные трудности. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА НА УРОКЕ
«Ваш Петя сегодня не читал и не следил за чтением товарищей. Весь урок
катал карандаш по парте, а на математике рисовал в тетради!» –
обратилась учительница к одной из женщин. Что последовало за этим? Расстроенные
родители Пети, естественно, приняли меры. Во-первых, состоялся
неприятный разговор. Мальчика предупредили: если подобное повторится ещё
хотя бы раз, он будет лишён давно ожидаемых им удовольствий. Во-вторых,
Петю заставили многократно прочесть злополучную страницу букваря и две
следующие, которые в школе ещё не читали. В-третьих, взамен испорченной
тетради ему выдали новую, куда Петя до позднего вечера переписывал всё,
что он успел сделать в старой. Наконец, его обязали на следующий день
попросить извинения у педагога и дать обещание, что впредь такого не
произойдёт. Мальчик видел огорчение своих родных, чувствовал себя
виноватым, страшился завтрашнего разговора с учителем. Его не шлепали (а
ведь бывает и такое), но он хорошо понял, что домашнее благополучие
будет зависеть от того, как отзовутся о нём в школе. Давайте разберём
этот случай подробнее. Петю готовили к поступлению в первый класс,
научили хорошо читать, считать до ста, писать печатными буквами и в
прописи. Поэтому мальчик явно скучал на уроках, и могло сложиться
впечатление, что он недогружен и ему требуются более сложные,
индивидуальные задания. Однако это не так. Петю не приучили к очень
важному в жизни – к самостоятельной работе. Он привык действовать только
в тесном контакте с взрослым, под его постоянным наблюдением и
контролем. В классе, где внимание педагога распределено между тридцатью
(а порой и больше) учениками, Петя почувствовал себя «не у дел», так как
не мог самостоятельно организовать свою работу. Умение воспринимать
слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается,
сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной
проверки справляться с заданиями – это умение приобретается не сразу. К
тому же, изучаемый материал мальчику знаком. И часто, томясь от скуки,
как всякий здоровый ребёнок, он искал себе занятие в игре. Первый
печальный опыт его кое-чему научил: теперь Петя постарается развлекаться
в классе тайком, скрытно, чтобы учительница не заметила. Конечно, это
будет удаваться далеко не всегда, поэтому неприятные сцены дома станут
повторяться, и вскоре мальчик начнёт относиться к ним словно к печальной
неизбежности. Как же требовалось поступить Петиным родителям? Родители
мальчика должны были спокойно поговорить с малышом, объяснить, в чём
выражается его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке.
Им следовало не внушать ребёнку страх ожидания новых конфликтов с
преподавателем, а выразить надежду и вселить уверенность, что он сумеет
справиться с трудностями. И обязательно проконтролировать, но
по-особому, в виде игры. Например, провести «репортаж» с уроков: что
говорила учительница, что отвечали ученики, какие встретились трудности,
как с ними справлялись дети, какова была Петина доля в общих трудах,
что нового он узнал и чему научился на уроке. Подобный стиль общения с
ребёнком, доброжелательный анализ его личного труда позволили бы
мальчику скорее втянуться в общую учебную работу. К тому же,
заинтересованность родителей исключает любое проявление неуважения к
нему самому, к вопросам, которые он задаёт; к его высказываниям (пускай
порой смешным, наивным, ошибочным); к его неудачам и промахам. В этих
условиях у ребёнка будет развиваться интерес к самому содержанию знаний.
А, как известно, главным двигателем успешного учения является
познавательный интерес. Есть познавательный интерес – и учёба
приобретает для первоклассника смысл. Тогда ему становится понятным, для
чего писать палочки, учиться чтению и математике – это средства, с
помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто
механическая работа, которой заставляют заниматься взрослые в школе и
дома после уроков. При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием ребёнка учиться. Да, это труд. Но труд интересный! ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПИСАНИИ БУКВ И ЦИФР Женина
мама услышала другое замечание: «Ваша дочь очень плохо пишет. С ней
надо дополнительно заниматься дома».Конечно, родители девочки тоже были
обеспокоены её неудачей. Под руководством мамы она исписала две
страницы. Та приходила в отчаяние от каждой ошибки, требовала от дочери
старания, упрекала её в лености и отсутствии желания хорошо учиться.
Желания писать у Жени действительно не было, поэтому требование мамы
писать каждый день по две лишних страницы она восприняла как наказание. Хотите знать последствия? У
Жени будет быстро накапливаться усталость, процесс письма вызовет
неприязнь, а тут ещё родительские тревоги и волнения... Каждый раз,
садясь за уроки, девочка перестанет ждать удовлетворения и радости от
работы, тем самым, обрекая себя на поражение. Учебный труд превратится
для неё в неприятную и тяжёлую повинность.Мама Жени не столько помогла,
сколько затруднила учёбу дочери. А уж превращать учебные занятия в
наказания абсолютно недопустимо. Но, признайтесь, многие родители
полагают, что чем больше ребёнок будет тренироваться, тем лучше научится
писать. Вот и, получается: плохо напишешь – будешь переписывать и не
две строчки, а две станицы. Взрослые забывают, что неокрепшие детские
пальчики быстро устают, поэтому к концу непосильного задания работа
окажется хуже, чем в начале.Вероятнее всего, мамины сетования на то, что
Женя неусидчива, хочет скорее «отвязаться», не лишены основания.
Безусловно, трудно заставить себя заниматься делом, приносящим лишь
огорчения, ведь мама сердится, кричит... Вот и превращается учение в
мучение – горький плод подобной «педагогики»!Наказание следует за
наказанием. В результате, в сознании девочки может закрепиться роковая
связь: всё плохое в её жизни идёт от школы. А это, в свою очередь,
непременно скажется на отношении к учёбе. Женя будет учиться уже не из
желания познать новое, а из страха перед домашним наказанием.Как можно
объяснить такое отношение к маленькому человеку?Очень просто. Оно
определяется родительской позицией – взрослые отождествляют личность
ребёнка с ролью ученика. Да, с приходом в школу главной деятельностью
детей становится учение. Но беда в том, что родители рассматривают
учебную деятельность как абсолютно главную и замыкают жизнь ребёнка
только её рамками. У бедняги часто не остаётся времени даже на любимые
занятия, ему некогда поиграть и погулять, встретиться с товарищами. День
ото дня интерес к учёбе у маленького труженика постепенно угасает; а
отметка становится единственным мерилом его школьных успехов и залогом
родительского расположения. Из ученика, в полном смысле этого слова, он
превращается лишь в исполнителя указаний взрослых и «получателя
отметок». Что можно посоветовать в этом случае? Было бы намного
лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв
и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и
достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя
каждый элемент, девочка написала бы ещё только одну или две строчки. В
спокойной, доброжелательной обстановке, проникаясь верой в собственные
возможности, Женя, без сомнения, добилась бы хороших результатов. А в
какой общий домашний праздник могло вылиться ликование девочки, когда её
прилежание было бы отмечено учительницей! Как бы расцвела она от
похвалы перед всем классом! Это больше всего могло убедить Женю, в том,
что залог успеха кроется в терпении и труде. И не было бы конфликта, а
уроки из неприятной и обременительной обязанности превратились бы в
притягательное и радостное занятие. НЕУМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ
Олина мама тоже получила огорчительную весть: «Ваша дочь не работала на
уроке труда. Не слушала моих объяснений, испортила заготовку и до конца
урока сидела без дела. Пусть дома выполнит задание и принесёт готовое
изделие к следующему уроку!» Как бывает в жизни? С Олей дело
обстояло следующим образом. Разобравшись в задании и убедившись, что оно
очень простое, мама посетовала: «И в кого ты такая безрукая у нас
уродилась?» Девочка добросовестно пыталась воспроизвести все необходимые
операции, но опять допустила промашку и испуганно заплакала. Мама
пожалела дочку. Труд – это ведь не русский язык и не математика, где, к
счастью, у Оли всё благополучно. Отправив дочурку спать, она в два счёта
блестяще справилась с заданием дочери. Конечно, Олина мама оказала
девочке дурную услугу. Она вообще решила поработать за неё. А всё из
страха перед возможной ошибкой, из-за боязни трудностей. Но ведь
невозможно избежать сложностей в учении, всякая целенаправленная
самостоятельная деятельность есть преодоление трудностей. Без проб,
часто ошибочных, дело не обходится. И Оля, веди себя мама иначе, сумела
бы, в конце концов, добиться успеха. А что произойдёт сейчас? Оля
привыкнет бездействовать на уроках труда, считая себя «безрукой», но, не
собираясь при этом обнаруживать перед классом свою неумелость. Девочка
самолюбива, гордится успехами в чтении, языке и математике, а тут этот
«проклятый труд»... Вот она и начнёт лукавить перед детьми и
учительницей: «Я лучше дома сделаю, здесь у меня не получится!» И дома
всё получается – у мамы. Надо помнить, что ребёнок учится сам, это
его собственная работа, его напряжение, его воля, его умственный труд и
физические усилия. Поэтому надо постараться превратить любую его
деятельность в привлекательную и желанную. А это возможно лишь тогда,
когда школьник убедится – затраченные усилия приносят плоды. Он должен
верить, что у него обязательно всё выйдет, из маленьких побед сложится
большая победа – вот в чём смысл и главная радость труда. Именно
результат действий доставляет наибольшее удовлетворение, является лучшей
наградой за потраченные силы, умножает их, снимает усталость, рождает
увлечённость трудом. Однако реакция Олиной мамы даёт повод для
особого серьёзного разговора. И дело не только в том, что девочка
приноровилась сдавать в классе работы, выполненные не ею, а взрослым
человеком. Очевидно: толкать ребёнка на подлог – выдавать чужую работу
за свою и получать незаслуженные оценки – мягко говоря, дело некрасивое.
Все мы это знаем и понимаем, но подобное случается и нередко. А обман
наносит неизгладимый ущерб моральному развитию ребёнка. ВСМОТРИМСЯ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ Давайте задержим здесь взгляд, посмотрим на проблему с другой стороны.
Чаще всего подделка встречается на уроках рисования и труда. Не выходит
рисунок, рисует папа. Не получается изделие, «помогает» мама. Скорее
всего, некоторые родители просто-напросто относятся к данным предметам
как к чему-то второстепенному, необязательному. Какая несправедливость!
Эти предметы не менее важны, чем любые другие. Рисование воспитывает
глаз и руку ребёнка, совершенствует его восприятие, наблюдательность,
развивает эстетический вкус.А уж уроки труда в первом классе ничем
заменить невозможно. Конечно, ребячьи поделки незатейливы: закладки,
аппликации, бумажные фонарики для ёлки... Но детям они дороги и,
главное, приносят им неоценимую пользу. Бумага – тот счастливый
материал, который, не прилагая больших физических усилий, можно
подвергать самой различной технологической обработке. Она легко гнётся,
складывается, свёртывается, режется, клеится. Из неё можно
конструировать различные модели, которые не только расширяют технический
кругозор ребёнка, но и помогают ему практически уяснить некоторые
физические свойства и закономерности окружающего мира. Но всё это будет
возможно только в том случае, если ребёнок овладеет кругом необходимых
навыков и умений. Воспитательное значение уроков труда огромно:
здесь маленький школьник познаёт радость созидания. Создавая вещь, он
переживает гордость мастера, который самостоятельно изготовил то, чего
раньше не было. Это самый зримый, наглядный успех! Дети всегда радуются
своей работе. Как же можно лишать их радости! Наконец, уроки труда
несут большую интеллектуальную нагрузку. Здесь нет места простому
исполнительству, копированию образца. Сознательный трудовой процесс
начинается с постановки цели: сделать определённую вещь. Затем следует
анализ образца, который дети под руководством учителя проводят
самостоятельно, что уже важная интеллектуальная работа. Далее ребёнок
учится планировать свои будущие действия, то есть намечать
последовательность практических операций, необходимых для достижения
поставленной цели. Планирование и самоконтроль в процессе работы
относятся к общим интеллектуальным умениям и являются обязательным
элементом всех видов умственного труда. НЕОБХОДИМ УСПЕХ
Итак, не следует пугаться ошибок ребёнка, особенно на первых порах
обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать. Не
пасуйте перед неудачами, а тем более – не показывайте своё недовольство и
опасение ребёнку. Пусть видит: родители относятся к его ошибкам, как к
явлению временному и вполне преодолимому. Главная наша задача:
приохотить первоклассника к учению, чтобы была настоящая жажда знаний,
желание преодолеть трудности. И главный союзник здесь – успех. Кто из
нас не испытал на себе окрыляющее действие успеха! Чувствуешь прилив
сил, огромное желание работать, не отступать перед сложностями.
А ребёнок, этот маленький труженик, в начале своей школьной жизни
особенно нуждается в ободрении и поддержке близких: он легко раним, не
уверен в себе, горячо реагирует на малейшие промахи и неудачи. Если же
каждая его ошибка вызывает у нас гнев, если мы по любому поводу
наказываем ребёнка, то, сами того не желая, можем отбить у него всякое
желание учиться. Поэтому мы предупреждаем и просим вас, дорогие
родители: постарайтесь избежать этих грубых просчетов, этого несчастья.
Помните, что ребёнку, для плодотворной работы в школе, необходим успех.
Так дайте ему возможность чаще переживать радостное ощущение окрыляющего
успеха.
|