Не заражайте тревогой
Младшие
школьники остро переживают разлуку с домом. Чувствуют себя несчастными
и брошенными. Смена условий жизни, привычной среды и знакомого окружения
создает для них травмирующую ситуацию и постоянный дискомфорт. Они
не подготовлены к таким переменам психологически.
Новичок,
который никак не может приспособиться к необычной обстановке, может
превратиться в агрессивного и упрямого, конфликтующего со всеми подряд
и испытывающего болезненное чувство своего отличия от других infant
terrible. Он действительно бросается в глаза и достает всех частыми
перепадами настроения, угрюмостью и недовольством. Постоянно стремится
уединиться, спрятаться. Или того хуже — предпринять попытку сбежать
домой.
Симптомы
неприятия лагеря у ребенка могут проявиться еще до его прибытия туда.
Зачастую это связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей.
Первый раз всегда все сложно, неизвестность пугает практически во всех
начинаниях, ведь одна из базовых потребностей ребенка — потребность
в безопасности, ему просто жизненно необходимо чувствовать себя под
крылышком родителей.
Бывает,
ребенку кажется, что родители отправляют его в лагерь только для того,
чтобы от него освободиться на время летних каникул. В таком случае
польза от его пребывания в лагере будет сведена к минимуму.
Чтобы
этого не произошло, посоветуйте родителям поговорить с ребенком
заранее, выяснить, что его волнует, есть ли у него вообще желание ехать
в лагерь.
Если
ребенок уже слышал от других детей о том, что такое лагерь и как там
интересно, — одной причиной для беспокойства меньше. Позитивная
мотивация на отъезд создана, и родителям не нужно переживать, все
постепенно утрясется и сложится, надо только поддержать в ребенке этот
положительный заряд.
Но если
у ребенка такой информации нет и к тому же он чувствует опасения
родителей, ему будет очень трудно адаптироваться в новых условиях.
Тревогой родителей «заражаются» практически все дети, особенно
в начальной школе. Поэтому чем спокойнее взрослые будут реагировать
на его отъезд, тем легче ребенок воспримет разлуку и новые условия
в лагере. Но делать из этого события проблему, как и говорить каждый
день о предстоящей перемене в жизни ребенка, не стоит. Лучше похвалить
его за то, что он уже такой большой и может отправиться
в самостоятельное путешествие, без родителей.
Отличное
решение — организовать совместную поездку в лагерь с другом или
подругой. Вдвоем не заскучаешь, дружеская поддержка всегда будет под
рукой.
Родителям
необходимо собрать как можно больше информации о лагере: где находится,
какие условия, кто будет воспитателем, что за кружки, секции
и развлечения ждут детей, когда можно приезжать к ребенку, возможно
ли на время забрать его домой.
Взрывы смеха подскажут
Подбирая
подходящий лагерь, взрослым нужно помнить: самое главное не в его
внешнем виде, удобствах или красоте интерьеров, а в воспитателях
и ребятах. Нелишним окажется и знакомство с «ветеранами» этого лагеря,
они наверняка есть в школе. И не забыть поинтересоваться у них: довольны
ли они, понравилось ли им там? Может, за ними слишком строго надзирали
и они вынуждены были без конца подчиняться суровым требованиям?
И если
лагерь не за тридевять земель, не полениться, да и съездить туда
в ближайшие выходные, понаблюдать за первой сменой. Хороший летний
лагерь — место шумное. И если в течение получаса не слышно будет шума
и гама, а также взрывов смеха, придется поискать другой лагерь.
Еще
нужно подробно обсудить с ребенком то, с чем он столкнется впервые.
И даже отрепетировать. Например, как распаковывать и запаковывать вещи
в чемодан или рюкзак, самостоятельно выбирать блюда, покупать сувениры.
Ну и конечно же вещи собирать вместе с ребенком, чтобы он сам мог решить, что хотел бы надевать и как выглядеть.
Поговорить
при встрече с вожатым и воспитателем, рассказать об особенностях
и сложностях ребенка. Если он очкарик, или рыжий, или слишком толстый,
удостовериться, что вожатый в силах сгладить возможные неприятности.
А также предупредить о пищевых предпочтениях ребенка. Понятно, что для
него не будут организовывать какое-то особенное меню, но если
он, например, не пьет молока или не ест цитрусовых, об этом воспитатели
должны знать обязательно.
Даже
самые коммуникабельные дети могут побояться или постесняться подойти
к вожатому, когда возникает проблема со здоровьем. Поэтому младшим
школьникам нужно подробно рассказать, как правильно действовать.
Объяснить, почему надо сразу же обратиться к медсестре или воспитателю.
А для наглядности напомнить малышу аналогичные ситуации: «Помнишь тот
случай, когда у тебя в школе голова заболела…» Такие примеры куда
доходчивее, чем общие наставления типа: «Если у тебя что-то заболит…»,
«Если ты себя как-тоне так почувствуешь…»
Многие
воспитатели приезжают в лагерь со своими детьми. Другие ребята обычно
с завистью смотрят на детей воспитателей, порой ненавидя их только
за то, что они при маме. Это настоящая серьезная проблема и для
мам-воспитателей, и для их детей (они либо изгои, либо перед ними
заискивают), и для всех остальных в отряде (ведь дети страшно скучают
по родителям). Конечно, если есть возможность поехать со своим ребенком
в лагерь, ее надо использовать. Но тогда правильнее будет устроить
ребенка в другой отряд, чтобы предоставить друг другу
хоть какую-то свободу и не общаться ежеминутно. А вот в родительский
день уделить ему максимум любви и внимания.
Проверено:
на адаптацию ребенка к новому месту и коллективу уходит 5—7 дней после
прибытия в лагерь. Именно на этот период приходится самое большое
количество звонков с просьбами забрать домой. Но родителям не стоит
поддаваться унынию ребенка. Во время телефонного разговора нужно
постараться настроить его на оптимистичный лад.
Обычно
ко второй неделе пребывания в лагере, когда ребенок обзаводится
друзьями и начинает активно участвовать в лагерной жизни, звонки домой
вообще прекращаются. Тут-то и наступает обратная реакция. Родители сами
принимаются названивать ребенку и приставать к нему каждый час
с вопросами: что и как он ел, что на нем надето, что делает сейчас и что
собирается делать через пять минут? Не нужно теребить ребенка попусту.
Еще
одна трудность адаптации сегодняшних наших «технических» детей в том,
что они слишком привязаны к телевизору и компьютеру. А в лагере у них
не будет возможности часами сидеть перед экраном или монитором. Что,
разумеется, совсем неплохо. Дети быстро втянутся в щедрую на события
лагерную жизнь, в общение со сверстниками и о своих любимых стрелялках
позабудут.
Что дать ребёнку с собой?
Заранее
продумайте, что вы поместите в дорожную сумку своего ребенка, хороший
список — это половина сборов. Сколько вещей — решайте сами, но главное —
побольше носков, трусов и плавок, ведь эти предметы одежды часто
теряются. Девочкам не следует брать много платьев, а мальчишкам — брюк,
потому что в жару не будет случая их носить. Зато не помешают дождевик,
бандана или панамка от солнца, легкая куртка или ветровка, спортивный
костюм. Из обуви: шлепки, сандалии, кроссовки, комнатные тапочки. Из
предметов личной гигиены в списке должны значиться: пляжное полотенце,
мыло, обязательно с мыльницей, шампунь — лучше одноразовые пакетики,
потому что большой флакон разольется в дороге или будет забыт в душевой.
Тюбик пасты и три дешевые зубные щетки — одну часто теряют, забывают в
умывальнике. Не помешают одноразовые платки, роликовый дезодорант,
защитный крем от солнца и обязательно реппелент от комаров.
Можно
положить шашки, шахматы и другие настольные игры, книгу,
рекомендованную для летнего прочтения, любимую игрушку. Последний штрих —
проверьте замки, молнию на сумке. Подшейте, чтобы она не разошлась с
другой стороны, намажьте ее мылом, так лучше скользит «собачка».
Проверьте ручки, укрепите их, чтобы в дороге не оторвались.
Главная
проблема сборов не в том, что какие-то вещи ваш ребенок забудет
захватить в лагерь, а в том, что многие из них не вернутся обратно!
Поэтому выбирайте вещи подешевле и не ругайте вашего отпрыска, если он
вернется домой без дорогой брендовой майки или кепки.
Все
будет хорошо. Дети научатся быть самостоятельными, избавятся от страхов
и комплексов, получат возможность открыть в себе таланты и реализовать
их, приобретут навыки коллективного взаимодействия.
|