Границы
младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В
этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в
школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению
социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение
которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного
возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу
младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают
приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она
определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей
на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются
психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые
достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом,
обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно
мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе,
начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что
у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего
достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности
необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной
деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший
школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых
совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно
Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в
центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического,
рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний,
перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом
возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в
развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное
развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается
объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны
достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную
программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и
все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения.
Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты
произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм
произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа
по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее
эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических
приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка,
выделение опорных пунктов, составление плана, классификация,
структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические
приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная
организация ассоциации, повторение.
Трудность выделения
главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов
учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И.
Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших
школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее,
чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное,
отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются
причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение
преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к
отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать
различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий,
которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится
механическое заучивание материала без его понимания. Дети
воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут
ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение
нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание
раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при
устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и
т. д.
В этом возрасте происходит появление и другого важного
новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится
самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных
ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы,
формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные
ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто
это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным
взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То
есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом,
доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С
формированием у младших школьников произвольного поведения тесно
связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и
рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки
зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение,
спланировать его соответствующим образом. Появляется
смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с
дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен
побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет
соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели.
Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая
ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по
поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою
значимость в их глазах.
Ребенок начинает активно размышлять
по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не
такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто
приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что
хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в
первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости
воли, настроения и т. д.».
Развитие личности младшего школьника
зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже
говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему
влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как
интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении
нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя
степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с
учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к
достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом
возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой
вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка
закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения.
Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того,
чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно
внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого
к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств,
индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он
знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось —
ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко
формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок
переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к
совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка,
в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые
групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя
так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем
начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В
этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные.
Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными
детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких
дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными
связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов
деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него
компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В
младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других
людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их
интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного
обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях,
невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами,
достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать
свои способности и качества.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером
учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих
лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть
учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное
проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются
необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие
ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача
взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание
оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с
учетом индивидуальности каждого ребенка.
|