1. Все
делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не
получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными
нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать
интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками.
2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря
пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным
поводам.
4. С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания, что
перед вами — полноценный человек, только мало проживший.
5. Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по
возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у мальчишек не
бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают некомпетентные,
невразумительные, высокомерные ответы.
6. Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.
7. Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.
8. С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а
потом и во благо семьи (начиная в младенчестве с завязывания шнурков и заправки
своей постели и кончая в отрочестве ремонтом мебели, электробытовых приборов и
другой техники).
9. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом
(например, разбитой чашкой).
10. Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца,
дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к простым
операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.
11. Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.
12. Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких
травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая что-нибудь
вроде «до свадьбы заживет».
13. С 4–5-летнего возраста отучать спешить к сиденьям в общественном
транспорте, наоборот, уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе
маме.
14. Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и проблем,
вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня хороший отец, можно
судить и по тому, какой он сын.
15. Каждый день с младенчества — физзарядка с постепенным усложнением, сначала
в квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков физкультуры в
школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить плавать, ходить на
лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол в кружок или другую
игру с мячом.
16. Всецело поощрять правдивость: в случае честного признания в совершенном
проступке наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность
выгоднее обмана.
17. С малых лет культивировать деловитость, жизнь по расписанию; нарушение
режима — по уважительным причинам. Учить рассчитывать время с небольшим
запасом, чтобы выходить из дома вовремя (настоящий мужчина прибывает в нужное
место точно в срок и не опаздывает).
18. Приучать к правилу: не давши слово крепись, а давши — держись. Здесь
особенно важен личный пример: все обещания, данные сыну, строго выполнять.
19. Не высмеивать, не оскорблять, не унижать сына; никогда не употреблять
эпитеты и реплики типа «идиот», «тупица», «олух», «подонок», «щенок», «глуп
еще», «молоко на губах не обсохло» и т.п. Они обладают способностью западать в
память на всю жизнь.
20. В то же время прививать терпимость к людям, их поведению, мнениям, особенно
к ошибкам, промахам и недостаткам. Сдержанно, но твердо останавливать
насмешливое, заносчивое, высокомерное проявление отношения к людям.
Снисходительность — очень мужское качество.
21. С 6–7 лет включать в обсуждения общесемейных вопросов (расстановка мебели в
квартире, очередность крупных покупок, организация летнего отдыха и т.д.).
22. Как можно раньше начать выявлять деловые и творческие наклонности, но не
навязывать свой выбор занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода
занятий на другой: многие не сразу находят свое призвание.
23. Накупить побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов,
приспособлений, деталей и материалов для ремонтных работ и поделок, осваивать
вместе с сыном все эти инструменты и устройства.
24. Показывать пример умения управлять собой: делаю то, что не хочется, но
надо; не делаю того, что хочется, но вредно.
25. Не попрекать походя, по мелочным поводам крышей своего дома, содержанием,
едой, одеждой и т.д. Такой разговор может иметь место только в исключительных
случаях, должен быть начат серьезным тоном без излишних эмоций.
26. Способствовать активному общению сына со сверстниками, зарекомендовавшими
себя с положительной стороны и ничем серьезным себя не скомпрометировавшими.
Приветствовать визиты его друзей в дом.
27. Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря,
оставлять дома лишь при явных признаках болезни.
28. Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит
учебе.
29. Начать приучать ухаживать за женщинами с малого возраста (за мамой,
сестрой, тетей, одноклассницей, соседкой и т.д.), например, подавать шарф,
тапочки, пальто, брать у них сумки по дороге от автобуса, вместе с сыном
выбирать подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.
30. Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то помочь,
что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание какому-нибудь
человеку, даже если это потребует чем-то поступиться, пожертвовать своим.
Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить плечо — одно из главных
мужских качеств.
Конечно, этим списком рекомендаций не исчерпывается программа превращения
младенца мужского пола в настоящего мужчину. Даже неукоснительное следование им
не даст гарантии, что в итоге вырастет истинный джентльмен: ребенка делают
человеком не только действия родителей, но и масса других факторов. Уместно
ставить вопрос так: все ли возможное мною сделано для становления у сына
мужского характера? Очень много значит личный пример, собственная позиция мужчин
старшего поколения. Готовность проявлять настоящие мужские качества заложена и
в современных ребятах. Надо только их надоумить, подтолкнуть к благородным
действиям.
Пример уже из нашего XXI века. Не один год взрослые мужчины ходили по дорожке в
лесу и через каждые сто — двести метров перешагивали через стволы упавших
деревьев, среди которых была и толстенная сосна. Но вот пришли в лес несколько
старшеклассников с учителем, вооруженные двуручной пилой, и расчистили всю
дорогу на протяжении нескольких километров, пропилили проходы и там, где лежали
толстые стволы. Работали пацаны под моросящим дождем, причем именно ради людей,
поскольку сами по этой дороге не ходят. Чем утерли носы представителям старшего
поколения. И дали понять, что рано петь отходную мужчине-рыцарю.