Четвертый год обучения в
младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это
время у детей заканчивается формирование основных новообразований
младшего школьного возраста. У большинства детей уже складывается
индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в
общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании
школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными
приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться:
он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае
необходимости, добывать их самостоятельно.
К четвертому классу у
большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов,
складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины
нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных
предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и
способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко
проявляются лингвистические способности. А если у ребенка никаких
особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические
исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если
школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд
одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно
обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или
иного содержания.
У четвероклассников
формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти.
Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия:
способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается
личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и
дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые
происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает
осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой.
Более зрелым становится общение. К значимым взрослым дети начинают
относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки.
Сверстники становятся
более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых.
Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться
другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое
общение. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети
усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому
собственное отношение. В этом возрасте могут развиться социальные страхи
(боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения),
повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться чувство
одиночества.
|