1.
Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен
читать гораздо больше). Главная задача родителя - не «натаскать» малыша
на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы
ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте,
получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле
читает по слогам? 2. Развивайте запоминание зрительных
образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма).
Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из
пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и
читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных
строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а
мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем:
рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык
неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого
эффекта? 3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических
действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов
больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты,
этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать
«показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до
100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть
ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия? 4.
Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности
окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета
«Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много
вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить
исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним
обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как
работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше
таких вопросов задает ребенок, тем лучше! 5. Пробудите его
творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен
научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше
спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение?
Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай
склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок
или книг с моделями, чертежами, выкройками). И еще несколько советов психологического плана,
которые тоже пригодятся родителям первоклассников. Наблюдайте
и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него
и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора,
кинотеатра, монитора). Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете. Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял. Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите. Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
|